?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вмарте 2015 года, я вдруг заявился на городскую олимпиаду победителей Приоритетного национального проекта "Образование" в 2007-2014 гг. Мне прислали вопросы, я даже начал на них отвечать, а потом навал дел, более актуальных и я забросил это занятие, ну в смысле перестал писать ответы на вопросы олимпиады. В конце апреля мне звонят из городского центра развития образования и просят, чтобы  прислал работу. Пытаюсь объяснить, что мне недосуг. Но всё равно просят. Хорошо, пришлю.

Всё что написано ниже, это некоторые ответы на вопросы этой олимпиады, которые я здесь выкладываю ровно для того, чтобы эти свои мысли не потерять. Ответы на вопросы, которые не требовали моего суждения я здесь не привожу
               

Вопрос:
Что является целью гармоничного развития личности?

Ответ  (ДВ) (ДВ -  это я) : Формирование гармонично развитой личности!

(Всё что написано далее – это «мазки большой кистью» – фрагменты моих мыслей на заданную тему, возможно, не очень структурированные.)

«………..Гармоничное развитие личности  – ведущая цель системы отечественного образования и воспитания, направляющая ее на создание условий для всестороннего целостного непротиворечивого развития личности учащегося. Гармоничное развитие личности – это согласованное, взаимно обусловленное развитие духовных, душевных и физических сил и способностей, это воспитание человека, способного жить в ладу самим с собой, с природой, с обществом. Гармонизация личности включает в себя вопрос о единстве ее образа жизни и психологического стиля жизнедеятельности. Данная цель является гуманистической традицией российского образования и выражает его национально ориентированную особенность. (Безрукова В.С. Основы духовной культуры. Энциклопедический словарь педагога, 2000 г…………..» http://spiritual_culture.academic.ru/475/Гармоничное_развитие_личности )

«………………В советской культуре достойной целью считалось всестороннее и гармоничное развитие личности. В этой модели имелось в виду развитие всех способностей личности, развитие тела и духа, нравственности и практичности, знаний и умений, технического и гуманитарного мышления, способности как к физическому труду, так и к интеллектуальному поиску. Под гармоничностью имелась в виду не субъективное переживание собственной гармоничности и тем более не просто ощущение внутреннего благополучия, а объективная сбалансированность всех развитых способностей……………….». (http://www.psychologos.ru/articles/view/celi_rosta_i_razvitiya_lichnosti )

ДВ:
Гармонично развитая личность… Хм…Хм…  Идея, безусловно, красивая. Очень даже красивая. И мне она очень нравится. Правда нравится и всегда нравилась. Восприятие же этой идеи в современном нам социуме не особенно отличается от толкования советского  периода. И весь свой педагогический путь мыслю именно в этом ключе, и работать с детьми стараюсь так[1], чтобы именно такое и происходило, как со своими школьными учениками, так и с участниками нашего детского туристского клуба «Арго».
Не идеализируя советского периода, всё же отмечу, что баланс идеи гармонично-развитой личности, восприятие её в образовательном пространстве и социуме был менее противоречивым, чем в настоящее время.

Еще добавил бы от себя два  компонента гармоничного развития.
Первый – воспитание половой идентификации согласно данного природой пола. На сегодняшний день (собственно как и всегда) это весьма актуально. Мальчики должны вырастать мужчинами, а  девочки женщинами, а не странными существами непонятного пола.
Второй – взросление должно протекать адекватно биологическому возрасту (если нет физиологических отклонений). Своё понимание взросления как психологического феномена и аксиом педагогического сопровождения взросления мной представлено в статье «Педагогический аспект проблемы взросления». Журнал «Народное образование». Москва. 2011, № 6, С.262-267.

…В последние три десятилетия советского периода 60-70-80-е годы, на реализацию идеи гармонично развитой личности работали в комплексе: идея социалистического государства – «от каждого по способности – каждому по труду», реалии социалистического государства – бесплатное образование и медицина, когда определяющими для большинства детей страны для достижения своих личных целей, для своего совершенствования и роста были непосредственно способности каждого человека (ребенка),  его личная мотивированность на достижение этих целей (финансовые возможности родителей для большинства не являлись определяющими), школьное образование, уникальная  система внешкольной работы и детского спорта (добросовестно уничтоженные в 90-е годы), система пионерских лагерей как ведомственных, так и государственных  … Безусловно, стартовые возможности у детей были разные, но ребенок, воспитываемый матерью-одиночкой, работающей в детском саду воспитателем в то время  имел возможностей много больше, чем в аналогичной ситуации сегодня.

А сейчас… Более-менее гармоничное развитие есть у детей, которые:
·        растут в полных семьях, полных не по количеству родителей (есть мать и отец, но отец (или мать) живёт на работе), а по тому, что оба родителя в такой семье в полной мере участвуют в воспитании ребенка;
·        Много времени проводят с родителями на одном пространстве (не в одном помещении, где каждый за своим компьютером, а в одном деле, находясь в прямой коммуникации, и обучаясь друг у друга) имеют возможность много гулять вместе…;
·        Занимаются спортом, укрепляя тело и волю;
·        Много читают, формируя своё мировоззрение;
·        Хорошо и мотивированно учатся;
·        Участвуют в детских объединениях (общественных, творческих);
·        Учатся ставить цели и их достигать;
·        ИКТ используют очень умеренно, только по необходимости, не тратят время на соцсети, компьютерные игры и прочую ерунду, просто умеют не тратить время попусту(!);
·       

Конечно, такие дети есть, но в общей массе их единицы.
… если же дети «живут» в соцсетях (в том числе и «Дневник.ру», которая  тоже соцсеть, при этом упорно продвигаемая министерством образования РФ[2]); мало двигаются, потому что дома за компьютером какое может быть движение; мало читают, потому что время тратится на переписку во всё тех же соцсетях, да просмотр глупых видеороликов и чужих фотографий; потому что их родители часто являются рабами своих рабочих мест, приходя домой только спать; когда детская наркомания, сексуальная распущенность, агрессивное продвижение однополых отношений[3] - это реалии происходящего вокруг нас…

Гармоничное развитие детей… о чем вы! На сегодняшний день это не более чем утопия и достояние лишь единиц.

«………….В 2007 году тогдашний министр образования А. Фурсенко «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других». Что это? Оговорка? Или проговорка, нечаянно выданный секрет и истинная цель «реформ» российского образования? …………………..»

!!!!!!!! Официально декларируемое должно быть адекватно тем педагогическим методам и средствам, используемым для достижения заявленной цели, а также влияниям социума,  от которых также очень сильно зависит результат воспитания. !!!!!!!!!

Дети же, выросшие на «проэктах» в виде презентаций PoverPoint, где они научились искать в сети результаты чужого труда и выдавать их за свой труд[4] … ну да, не более чем квалифицированные потребители... 

…Если соотнести понятия «гармонично-развитая личность» с «человеком-творцом» или «квалифицированным потребителем», то в моей голове «гармонично-развитая личность» всё же больше тяготеет к «человеку-творцу», а не к «квалифицированному потребителю»…  

Пока публично власть за эту проговорку министра образования не извинилась и не дала ей свою оценку, хотя лет уже прошло не мало, на дворе 2015-ый год. И такое, как я полагаю,  едва ли произойдёт. А значит, политика государства в отношении образования остаётся такой же, какой была и при Фурсенко, да и тогда не он эту политику определял. (Тогда думаем, кто заинтересован в такой политике?) Тогда к чему разговоры о гармонично-развитой личности? Чтобы было о чем поговорить и потешить себя красивыми иллюзиями?









[2] «Дневник.ру» – инновация с обратным педагогическим эффектом» http://статьчеловеком.рф/wp-content/uploads/2014/05/dnevnikru_NO-2014-08.pdf
[4] «О разумном использовании информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе» http://статьчеловеком.рф/wp-content/uploads/2014/01/o_razumnom_ispolzovanii_ikt.pdf