?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Нельзя сказать, что мы можем похвалиться великими успехами. В процессе эволюции школьного предмета «информатика» сложилось, что олимпиада по информатике, это олимпиада по программированию, которое является, безусловно, важным разделом в информатике, но не единственным. Т.е. олимпиада заявлена как олимпиада по школьному предмету «информатика», но содержание этой олимпиады только по одному из разделов этого школьного предмета.  Были отдельные года, когда олимпиада включала и задания из других тем, но последние года снова всё вернулось на круги своя: только задания по программированию. И в этом ключе совершенно неясно тогда, для чего изучается всё остальное содержание школьного курса информатики? Для того, чтобы было и, возможно, в будущем пригодилось? Но подростки – народ очень конкретный, и задают вполне конкретный вопрос: «Почему олимпиада по информатике никак не связана с материалом, который изучается?» И действительно, в 7,8-м классе, например, по программе И.Г. Семакина программирование не изучается. Оно появляется только в 9-классе.
Я очень уважительно отношусь к программированию, поскольку, на мой взгляд, программирование является одним из самых мощных развивающих логическое мышление, аналитические способности, способность к формализации инструментом, и я добросовестно работаю с этим разделом информатики. Но для того, чтобы готовить детей к олимпиадам де факто не по информатике, а по программированию в  стенах общеобразовательной школы (т.е. сам учитель занимается этой подготовкой детей) и вся эта работа давала результат, должно срабатывать одновременно несколько факторов:
Первый. Для средней школы (7-9): достаточность знаний школьного курса для того, чтобы решать сложные задачи олимпиады. Иными словами, ребенок должен прийти на олимпиаду, поупираться, попотеть, но материал школьного курса, не только содержанием, но и полученными умениями должен быть ДОСТАТОЧНЫМ для решения. Дети хотят преодолевать трудности, но когда препятствие взять в принципе нереально, то они и брать то его не будут: прыгай не прыгай, а четырнадцатиэтажку всё равно не перепрыгнешь.
Второй. Способности самих детей к сложной аналитической деятельности (в олимпиадах по программированию). В обычных средних микрорайонных школах такие дети  встречаются редко, даже если в школе организовано профильное обучение с увеличенным количеством учебных часов по предмету «информатика».
Третий. Мотивированность старшеклассников на своё дальнейшее обучение в ВУЗзе по профилю связанном с прикладной математикой и информатикой. Если нет этого мотива,  то зачем идти на олимпиаду и тем более самостоятельно в свободное время решать сложные олимпиадные задачи для подготовки к олимпиаде? Потому что учитель, к которому ученик неплохо относится,  попросил и которому нужно, чтобы были участники в олимпиаде (ведь того требует аттестация учителя).
Четвертый. Не квалификация учителя как учителя, а его способности в преподавании программирования высокого уровня. Высшая квалификация учителя информатики не является признаком его способности к обучению олимпиадному программированию. У учителя должны быть  определенные СПОСОБНОСТИ(!!!) в сфере программирования. Задача же школьного учителя научить азам программирования. Можно быть хорошим учителем для массового ученика, но неважным для ребенка ориентированного на профессиональное программирование. Я неплохой учитель, но я реально понимаю, что работа с олимпиадным программированием – это не моя стезя.  Выше головы не прыгнешь, ну хотя бы просто потому, что я гуманитарий по своей природе, хотя бы и с физико-математическим образованием. Объективная реальность: те, кто могут учить обычных детей, причем очень хорошо учить, как правило, неважно учат одаренных, и наоборот, кто может хорошо работать с одарёнными, едва ли смогут учить обычных, которых большинство. Это совершенно разные специализации. Я массовый учитель информатики, у меня нет тех способностей, о которых я сказал выше, и не вижу в этом ничего плохого.
Мне, как учителю информатики, ситуация с Всероссийской олимпиадой по информатике на школьном этапе крайне не симпатична.