?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Часть 1. Начало

Часть 2.

В старых учебниках по педагогике образование определяется как совокупность обучения и воспитания. С недавних пор к обучению и воспитанию стали добавлять еще и развитие. Я не особенно понимаю, что за такое «развитие» выделенное из контекста «обучения и воспитания» в отдельную категорию. «Обучать» - понимаю, «воспитывать» – понимаю, а развитие происходит в процессе первого и второго. Решая задачи по математике ребенок развивает свои мыслительные способности. Выучивая стихи, правила, теоремы – тренирует (развивает) память. Работая с литературными произведениями постепенно, шаг за шагом при помощи учителя развивается его нравственность. Занимаясь физкультурой и спортом развивается тело и воля. Что за отдельное такое «развитие»? Не понимаю. Нет, на самом деле я понимаю откуда ветер дует. Дело в том, что под это самое «развитие» в школу можно напихать столько всякого хлама – великое множество всевозможных бестолковых учебных дисциплин, толстых рабочих тетрадей на печатной основе, компьютеров и всяких гаджетов, работа с которыми занимает большое количество времени ученика, сильно уводя его в сторону от того, что на выходе из начальной школы он должен представить в качестве своих главных навыков, так необходимых для дальнейшей учебы в школе. А напихивание в школу ненужного – это целая индустрия, это бизнес, это деньги. Ну, развивать же надо деток! Кто же возразит против развития? Вы как родитель разве возразите против развития своего ребенка? Только дети от этого развития более продвинутыми в учебе не становятся. Развитыми? В чем развитыми? У них появляется супер-память, или исключительные логические способности? Да нет, вроде не появляются. Так к чему нужно такое развитие, если на выходе из начальной школы дети не получают навыков, необходимых для их дальнейшей успешной жизни и учебы в школе? Навыки не получены, а драгоценное время потеряно. А бизнес от образования  о-о-чень даже в такой ситуации «развития» процветает.

Мы упомянули про рабочие тетради. Те, кто учился в школе давно, или их дети учились давно, полагаю, подумают, что это тетрадка в клетку или в линейку в 12, 18, 48, 96 листов, которая подписывается примерно так.


Нет, современные рабочие тетради – это фактически, книжки-задачники, только для одноразового использования. Напечатанные тексты задач, около которых есть специальные поля для решений и ответов, в которые эти решения и ответы надо вписывать. В них много картинок, всё образно, всё наглядно. Берет такую рабочую тетрадь в руки дядька лет пятидесяти, и с сожалением отмечает, что в его детстве такого не было… Ну, с такими пособиями просто чудо в обучении и развитии наших детей должно произойти! Только вот чуда, черт возьми, не происходит. Почему? Давайте посмотрим, почему не происходит.
Радетели визуализации,  каких только образов в этих пособиях не создают, каких только картинок в них рисуют, убеждая нас в том, что при работе с таким красочным содержанием ребенок легче усваивает материал, развивается его образное мышление. Друзья, но это не более чем маркетинговый ход и к развитию образного мышления он не имеет никакого отношения. Да, материал отчасти понимается легче, но для того, чтобы развитие происходило, необходимо усилия прилагать. А без усилий развития не будет. Вы же понимаете, что это аксиома.
Образное мышление –  это способность воспроизводить в голове образ объекта, процесса или явления, долгое время удерживать на нём внимание, совершать с ним мыслительные операции. И чем больший объем текстовой информации человек может визуализировать в своей голове, удерживать его, совершать с ним мыслительные операции, тем более развито образное мышление. А для развития образного мышления надо не чужие готовые картинки рассматривать, а самому, взяв содержание из текста или рассказа учителя, представлять это содержание в своей голове. Ребенок должен испытывать некоторый визуальный голод,   тогда, то чего не хватает перед его глазами, будет достраиваться у него в воображении.
Простой пример: две девочки, у одной – кукла Барби со всем её ярким гардеробом, другом Кеном и домом для них обоих; другой девочке, неискушенной обилием красочных игрушек, дают деревянную чурочку и говорят: «Это твоя куколка, давай будем её укладывать спать». Возможно это может показаться абсурдным, но педагогически более ценной является именно вторая ситуация, в которой девочка, не обращая внимания, что у её «куклы» нет головы, рук, ног, заворачивает её в платочек, баюкает, поёт ей песню. Или малыш, у которого множество разных современных игрушек, всё же берет в руку деревянный брусочек из набора кубиков и «возит» его по всей квартире, следом ползает на коленях и отмечает родителям: «Это моя машина!» Где та машина? У неё же ни колес, ни кабины! Да у ребенка в голове она!  Детям излишняя визуализация вредна, потому что она не даёт пространства для фантазирования. Чего фантазировать, если тебе всё дали в готовом виде?
Следующий забавный и одновременно грустный момент. Несколько учебников, несколько рабочих тетрадей и… ранец первоклассника становится такой тяжелый, что его в школу за ученика носит мама(папа) или дедушка(бабушка) ученика. Те же, кто вышел из Советского Союза, полагаю, помнят, что в ранце первоклассника кроме учебника математики и букваря, каждый толщиной по сантиметру, учебника по чтению толщиной в полтора сантиметра, и трех-четырех тетрадок по 12 листов, ручки, линейки, карандаша и резинки ничего не было. Ну, или иногда что-то добавлялось для труда, ИЗО или физкультуры. Вес ранцев учеников 70-х годов XX века и современных первоклассников ощутимо отличаются. Сейчас до абсурда доходит, в продаже есть портфели для первоклассников в комплектации с ручкой и колесами для его транспортировки, или того круче – кейсы с жестким корпусом сродни чемоданам для дальних междугородних поездок. Тяжелый детский портфель – это ненормально, так не должно быть!  Чего же мы взрослые сами своих детей калечим? Или задача поставлена так, чтобы изначально всех детей сделать больными, и  продавать еще больше лекарств?
Когда дети работают в обычных тонких тетрадках, то они учатся правильно оформлять выполнение заданий в классе и дома. Без этого оформления тетрадка будет выглядеть неопрятно, как черновик. И за ведение тетрадей, за их аккуратность, учителя, работающие в традиционной парадигме, периодически ставят отметки, эти отметки так и называются – «за ведение тетради». В тетрадях на печатной основе детские записи не компактны, находятся вперемежку с печатным содержанием, и неаккуратные записи визуально теряются, сильно не бросаются в глаза.
Если домашнее задание в обычной тонкой тетради, как правило, не выходит за пределы одной страницы, которое находится на границе исписанного и неисписанного, сами тетради легки, и стопочку в 25 тетрадок учителю даже домой при необходимости взять несложно, то домашние задания в тетрадях на печатной основе могут занимать несколько страниц, которые кроме как проверять, еще надо и банально листать, т.е.  тратить еще и на это время. А стопка из 25 таких тетрадок весит… ну много весит, домой их уже не понесёшь.  В школе учительница их не успела проверить (потому что работала в  первую и вторую смену – учителей то не хватает), и домой не взяла. Детские задания остались непроверенными. Раз это случилось, потом повторилось и учительница начинает привыкать к тому, что, собственно можно обходиться и без проверки детских рабочих тетрадок. Ну, как вы понимаете, если детские работы не проверяются, или проверяются нерегулярно, желать хорошей обученности учеников возможно едва ли. 
Подсадив начальную (и не только начальную) школу на рабочие тетради на печатной основе, дельцы от образования потирают руки. Тетради то эти одноразовые, в них же ученик пишет. По окончании учебного года место такой тетради в макулатуре или того хуже просто на свалке. Другой ученик ей пользоваться уже не сможет. Ну да, лес в нашей стране пока есть, а человек царь природы. Только сколько он будет царствовать? Может стоит уже голову начать включать? Сигналов к тому уже от природы, по-моему, предостаточно.
И еще один немаловажный фактор – цена этих рабочих тетрадей. Она сопоставима со стоимостью учебника. Ну там бумага, хорошая полиграфия… На детях же нельзя экономить! Обычные же тетрадки в 12 листов в клетку или линейку стоят копейки, да и вес у них невелик… Но на копеечных тетрадках бизнес в российском варианте строить не выгодно…

Продолжение см. здесь