?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Часть 1. Начало
Часть 2. Немножко о "развитии", образном мышлении и рабочих тетрадях

Часть 3. Маркерные и интерактивные доски


Еще одна больная тема. Установка в учебных классах белых экранов, маркерных и интерактивных досок. Обычные меловые доски рядом с ними просто позапрошлый век! Мы же провозгласили политику инновационного развития! Но, только опять множество этих самых «но».
Начнем с белых маркерных досок. Неоспоримые её плюсы: меньше пыли и кожа рук пишущего не сохнет. Теперь о минусах. Практически все белые доски отсвечивают окна и потолочные светильники искуственного освещения. Время жизни маркера, которым пишут на такой доске, невелико. Маркер «умирает» очень быстро, «живет» день, максимум два. Нет, если на доске задачи по математике (физике, химии и пр.) не решать, или упражнения по русскому не выполнять, а писать лишь иногда, то «жить» он будет дольше, а если работать по-честному, то он «умирает» быстро. Дешевых маркеров для доски отечественного производства я не встречал, все они импортные, соответственно, все привязаны к доллару.  За 2014-15 учебный год, при скачке стоимости доллара, соответственно цены на маркеры выросли более чем в 2 раза. Весной 2015-го года стоимость  самых бюджетных маркеров в магазинах города Хабаровска достигла 55 р. (это две булки хлеба). Может быть есть школы,  в которых у учителей голова о маркерах не болит: сделал заявку заму по АХЧ, и  сколько надо маркеров, столько и появилось. Лично я таких школ не знаю. Как правило, учителя покупают маркеры либо на деньги, собранные с родителей своих учеников, а те кто поскромнее - так просто на свои.
Не писать на белой доске конечно можно, тогда доска становится не инструментом работы, а реквизитом, но мне кажется такой стиль работы несколько странным. Писать на доске надо и писать надо много. И учителю, и ученикам. Когда учитель во время объяснения нового материала пишет сам, он включен в учебную работу, он живет в ней, даже если он не очень знает учебный материал (учителя не боги, а всего лишь обычные люди, а учебный материал может быть сложен и для учителя в том числе, молодые учителя асами тоже становятся не сразу, а происходит это через кровь и пот), то, в конце концов, он его, простите за банальность, сам выучивает, разбирается в его нюансах, и со временем хорошо начинает преподавать.
Теперь немножко о белых экранах, интерактивных досках и проекторах.
Если же материал выдается с проектора готовым текстом на экране (заметьте, писать при этом на доске не надо, прямая экономия на маркерах!), разборы решения задач происходят так же – через экран, учитель сам не пишет, а демонстрирует разбор задачи, например, через слайды PowerPoint, то включенность в работу класса, поверьте, весьма сомнительная. Ну спишут они с экрана, а что при этом произносилось услышат, а тем более запомнят едва ли. Акта непосредственно решения задачи не было. Учитель перед детьми как образец человека, который умеет это делать, не предстал. А знает ли он без подсказки слайдов PowerPoint материал сам-то?  Так за что его как учителя уважать? А уважение к учителю как к профессионалу складывается из этого в первую очередь.
Вообще экраны, проекторы и компьютерная программа PowerPoint учителей и преподавателей ВУЗов весьма сильно развратили. Часто вместо того, чтобы на экран выводить только иллюстративный материал, на экран выводится текст, который школьникам или студентам возможно лишь в подзорную трубу рассматривать, а сам преподаватель либо читает его с экрана, стоя спиной или вполоборота к аудитории (что, на мой взгляд, является признаком неуважения к самой этой аудитории), либо даже не читает, а только листает слайды. Но это уже совсем профанация работы.
А вы вообще сами-то пробовали находиться рядом с интерактивной доской, на которую проецируется изображение с проектора, на расстоянии 30-40 см? А если какое-то время на неё смотреть, ну потому что необходимо что-то на ней писать? (30-40 см – это примерно расстояние, которое отделяет глаза от доски, когда мы на ней пишем.) Пробовали? Ну, попробуйте. Когда попробуете, может, поймете, что детей к ней и близко подпускать нельзя. Как долго вы сможете на неё смотреть с расстояния 30-40 см? Очень быстро вам захочется от неё отвернуться. Белая поверхность доски, а точнее отраженного от белой поверхности луча света от проектора… Ну, встаньте, встаньте перед такой доской!!! Где же ты, Роспотребнадзор? Чиновники Роспотребнадзора, ау-у…
В начальной школе дети вообще около классной доски должны жить, т.е. проводить возле неё много времени. Работа ученика у классной доски имеет огромное количество смыслов: это и развитие тактильного восприятия, это и развитие моторики рук, это и навык публичных выступлений, это и отличное от сидячего положения головы при умственной работе (а голова должна учиться работать не только сидя над тетрадкой, но и стоя в том числе), это формирование культуры общения со взрослым, с аудиторией... Дайте возможность детям на перемене просто рисовать на доске. И они будут рисовать. Рисовать и стирать, рисовать и стирать. Но всё это возможно только на обычной хорошей меловой доске. Не на маркерной, которая вас просто разорит, и тем более не на интерактивной, которая делает детей слепыми.
Поверьте человеку, у которого с 1991-года и по настоящее время основной рабочий инструмент это классная доска, а рабочее место – это окрестности этой самой классной доски, т.е. пространство между классной доской и учениками,  что перед меловой доской по субъективным ощущениям находиться много комфортнее, чем перед отражающей яркий свет интерактивной доской. 
И еще некоторые детали. Контрастность меловой линии на меловой доске значительно выше такой же линии выведенной через проектор на экран, и тем более она выше «севшего» маркера, а «не севшими» маркеры бывают недолго. Хотите опровергнуть? Попытайтесь! 
Мел, это минерал, который вышел из земли. Из земли вышел, в землю и вернулся. Маркеры для белых досок – это пластмасса, а пластмасса, как вы знаете, в земле не разлагается. А, как я уже выше отметил, для честной учебной работы маркеров надо много. Очень много. Значит надо больше нефти, которая и является основным сырьём для пластмассы.
Меловая доска  – это пыль, аллергические реакции, сухая кожа рук? Поверьте, эти доводы от лукавого. Доску надо мыть мокрой тряпкой, и тогда пыли не будет. Поверхность доски должна быть такой, чтобы мел не сыпался при письме, а оставался на доске. А не будет пыли, не будет и аллергических реакций. А сделать так чтобы мел длительно не контактировал с кожей рук…  Поверьте, при нынешнем развитии науки и техники это совершенно не сложно.  Доска должна быть большая, на всю ширину стены, чтобы было место и где писать, и где сохнуть поверхности, которую помыли, а хорошая контрастность мела на хорошей доске (а хорошая, эта такая, которая не отсвечивает, и с которой мел не сыпется) позволяет видеть записи с любого конца класса.
Срок жизни качественно сделанной стеклянной меловой доски (если кто еще такие помнит) если не вечный, то очень большой. Матовое стекло в отличие от полимерных меловых поверхностей времени не подвластно. Отсвечивать –  не отсвечивает, мел с неё на голову не сыпется. Цвет при изготовлении доски можно задать любой (краска наносится на оборотную сторону стекла). Клетки, линейки для начальной школы – да, пожалуйста… Беда для дельцов от образования вот в чем: эта самая «вечность» такой доски и отсутствие на неё расходных материалов кроме банального мела, который всего лишь минерал из земли  и себестоимость которого невелика. Куда выгоднее, прикрываясь инновационным развитием, поставлять школе дорогие проекторы, интерактивные доски, которые далеко не вечные, а значит, всегда будет потребность либо в комплектующих, либо в новых. А вопрос утилизации отслужившее своё  всей этой компьютерной техники здесь мы просто оставляем за скобками. А ведь на самом деле проблема из проблем. Ведь вся эта отработавшая свой ресурс "пластмасса" в нашей стране просто выбрасывается на свалку, часто там горит, отравляя воздух и землю...

Продолжение следует......