?

Log in

No account? Create an account
Вмарте 2015 года, я вдруг заявился на городскую олимпиаду победителей Приоритетного национального проекта "Образование" в 2007-2014 гг. Мне прислали вопросы, я даже начал на них отвечать, а потом навал дел, более актуальных и я забросил это занятие, ну в смысле перестал писать ответы на вопросы олимпиады. В конце апреля мне звонят из городского центра развития образования и просят, чтобы  прислал работу. Пытаюсь объяснить, что мне недосуг. Но всё равно просят. Хорошо, пришлю.

Всё что написано ниже, это некоторые ответы на вопросы этой олимпиады, которые я здесь выкладываю ровно для того, чтобы эти свои мысли не потерять. Ответы на вопросы, которые не требовали моего суждения я здесь не привожу
               

Вопрос:
    Ректор МГППУ В. Рубцов отметил, что в основе нового подхода к профессии педагога лежат современные представления о деятельности человека.
Какие профессиональные компетентности необходимы педагогу для осуществления практико-ориентированного подхода?

ДВ (это я). Скажу честно, я не очень понимаю, чем современные представления о деятельности человека как-то принципиально отличаются от несовременных?

По практико ориентированному подходу отмечу лишь следующее. Старое содержание образования переложить на практико-ориентированный подход – утопия. Ну, хотя бы по одному признаку – ЕГЭ не проверяет эту самую практико-ориентированность, ЕГЭ проверяет знания, банальные знания и умения решать задачи, короче, ЕГЭ проверяет интеллект. Сколько бы не делали ученики разных «проэктов», например, по информатике с использованием самых разных компьютерных программ, для выпускного экзамена это неважно, экзамен это не проверяет. Цели, средства, методы образования должны быть адекватны тому, что должно быть получено на выходе. И это я уже отмечал выше.
Мне непонятно, как можно учить одному, а проверять другое?
Когда ученики в ПТУ по специальности «слесарь-инструментальщик» учатся в учебном цеху изготавливать конкретное изделие, например, болт – это практико-ориентированный подход. Если тот же учащийся вместо работы в цеху будет «ваять» презентацию PoverPoint о том, как изготовить этот болт –  это профанация учебной деятельности. Насколько подготовленным он потом придёт на предприятие?
Если ученик, вместо того, чтобы учиться решать задачи по физике по теме «кинематика» время тратит на те же презентации PoverPoint, а задачи решать не учится – это тоже  профанация учебной деятельности. Физику он знать не будет точно. Физика без задач – это не физика. Это так, разговоры на тему физики.
Мне недавно, одна посетительница моего сайта http://статьчеловеком.рф/, преподаватель СПО, прислала свою статью, в которой она очень наглядно показывает, что перевод реальной практической деятельности на «новые технологии» - это профанация. Будет желание, познакомьтесь
Корешкова М.Д. «Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании и их реальная эффективность»
И вот еще одна статья, которую мне прислал коллега по форуму ВИПа
Игнатенко А.С. «Информатизация образования и информационные ресурсы»

Я с ужасом думаю, куда мы приведем свою страну с такими «новыми технологиями»?
Чтобы научиться кататься на роликах, на них надо вставать, пробовать, падать, подниматься… А сидя перед экраном и рассматривая картинки «про то, как надо это делать» - кататься не научишься. Почему я привёл этот пример? Потому что у меня младшему сыну Косте  сейчас 3,5 года и я учу его кататься на роликах. Одеваем ролики, каску, защиту и идем кататься. Папа с сыном. Пока Костя больше падает,  а как по-другому? Но он очень хочет научиться кататься как папа.
Ни к чему хорошему такое заигрывание с информационными технологиями не приведет. Пора бы это уже понять.
Вмарте 2015 года, я вдруг заявился на городскую олимпиаду победителей Приоритетного национального проекта "Образование" в 2007-2014 гг. Мне прислали вопросы, я даже начал на них отвечать, а потом навал дел, более актуальных и я забросил это занятие, ну в смысле перестал писать ответы на вопросы олимпиады. В конце апреля мне звонят из городского центра развития образования и просят, чтобы  прислал работу. Пытаюсь объяснить, что мне недосуг. Но всё равно просят. Хорошо, пришлю.

Всё что написано ниже, это некоторые ответы на вопросы этой олимпиады, которые я здесь выкладываю ровно для того, чтобы эти свои мысли не потерять. Ответы на вопросы, которые не требовали моего суждения я здесь не привожу
               

Вопрос:
В связи с введением ФГОС в учебный план включена внеурочная деятельность. Это обусловило увеличение количества детей, посещающих кружки и секции.
Сегодня мы можем констатировать не только количественный результат. Какой комментарий вы можете сделать по этому поводу?

ДВ (это я). Вы точно верите в это утверждение? Безусловно, можно верить отчетам школьных администраторов, и они будут очень красивы и убедительны. В отчетах всегда(!) будет показано, что все выделенные часы расходуются в соответствии с тем, на что они выделены. («Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад!...» А.С. Пушкин. Ну, ведь удобно обманываться, не так ли? Поверил цифрам, и голова не болит!) А разве может школьный администратор показать как-то иначе? Да его просто закопают!  Вот только у тех, кому эти отчеты предназначены, совершенно не возникает вопросов, что школьные учителя, являясь специалистами в своих школьных предметах, утопая в тех школьных обязанностях, которые на них валятся, едва ли качественно могут выполнять кружковую работу актуальную для детей.  А что, каждый из них в реальной жизни «и пахарь, и жнец, и на дуде игрец»? Ну, судя по идее введения внеурочки, в школах, такими именно и мыслятся учителя. Но такого не бывает!!! Хорошо если возле школы есть Центр детского творчества, и его педагоги приглашаются школой, и эти педагоги имеют при этом педобразование (например, Гимназия № 6, возле которой такой Центр есть). А если такого Центра нет? И придумываются в школах кружки изготовления елочных украшений из бумаги, закладок или им подобные, чтобы эти учебные часы закрыть. Дети в школе должны учится, а на занятия в допобразовании должны идти к другим(!!!) людям, которые будут реально с ними работать, а не выставлять во время изготовления детьми «закладок» отметки по математике, русскому и пр. на сайт «Дневник.ру».  И не просто идти к другим людям, а идти в другие учреждения допобразования, желательно которые находятся в шаговой доступности, потому что тогда дети включаются в позитивный социум, учатся ориентироваться в нём…
Так нет, система внешкольного допобразования, которая в нашей стране до 1991-го года было уникальной, развалена, страна отравлена маньякоманией (всем мерещатся маньяки и педофилы, а каждый дядька-учитель автоматически попадает под подозрение: а не….  ли он? К сожалению, реалии больного социума действительно являются тому основанием), а функции былой системы внешкольного образования пытаются взвалить на школу. Чтобы ребеночка раз вручили утром школе, а вечером его забрали. Ну как в детском саду. Удобно? Кому родителям? Только что из этого ребенка получится? Что из него вырастет?
Еще один важный момент. Вся школьная внеурочка – это явление чисто женское. Для девочек это еще туда-сюда, а как быть с мальчиками? Мальчику, чтобы становится мужчиной крайне необходимо, чтобы с ним работали мужчины: пилили, паяли, строгали, футбол играли…, а не «закладки» клеили. Начальная школа имеет чисто женское лицо (собственно и средняя школа тоже имеет женское лицо, я в своей школе один, некий такой вот странный феномен). И такое школьное допобразование, соответственно, имеет тоже женское лицо. Честно, мне мальчиков очень жалко. И будущее нашей страны, видится очень печальным. Почему печальным? А как, если растущие мальчики не перенимают черты мужского поведения, поступков, ценностей, практического опыта мужских дел. От мальчика, которого в школе «строили» по женской модели,  ожидать, чтобы он стал нормальным мужиком можно едва ли.
Я утверждаю, что с детьми должны в школе работать учителя, а кружковой деятельностью дети должны заниматься  с другими людьми в Центрах, Станциях, Домах  детского творчества, которых должно быть много и разных! А работа педагогов в этих учреждениях должна быть достойно оплачиваемой, чтобы педагог во время работы думал о работе, а не о том, как дотянуть месяц до будущей зарплаты и не бегал в поисках подработки. Есть объективные механизмы взросления ребенка[1] и надо идти от них, а не от того, как бы сделать так, чтобы процесс вроде бы был, но чтобы он был подешевле. Нынешняя внеурочка – в большинстве школ явление мертворожденное. И такая «оптимизация» внешкольного образования ни к чему хорошему не приведет. Хотя… хотя те, кто следит за ней по отчетам школьных администраторов, едва ли со мной согласятся, чего же верить в то, чему верить не хочется? А Пушкин был гений...












Вмарте 2015 года, я вдруг заявился на городскую олимпиаду победителей Приоритетного национального проекта "Образование" в 2007-2014 гг. Мне прислали вопросы, я даже начал на них отвечать, а потом навал дел, более актуальных и я забросил это занятие, ну в смысле перестал писать ответы на вопросы олимпиады. В конце апреля мне звонят из городского центра развития образования и просят, чтобы  прислал работу. Пытаюсь объяснить, что мне недосуг. Но всё равно просят. Хорошо, пришлю.

Всё что написано ниже, это некоторые ответы на вопросы этой олимпиады, которые я здесь выкладываю ровно для того, чтобы эти свои мысли не потерять. Ответы на вопросы, которые не требовали моего суждения я здесь не привожу
               

Вопрос:
Как сказал президент В.В. Путин, предполагается продление программы «Доступная среда» до 2020 года.

Почему, на Ваш взгляд, особое внимание к формированию безбарьерной среды, на что перенесены акценты?

ДВ. Безбарьерная среда для инвалидов – конечно это здорово! Даже спорить не буду!  У нас в школе по программе «Доступная среда» сделали новое крыльцо с пандусом, специальный кабинет для инвалидов, который называется сенсорная комната, перила вдоль стен от подъезда до этого кабинета. Всё это хорошо. Вот только с одним «но» –  инвалидов в этом кабинете я пока не вижу. Не вижу уже года два, с момента создания этого кабинета. В седьмом классе у нас есть одна девочка инвалид (нет одной ноги, ходит на протезе), но она учится со всеми вместе, любима и детьми, и учителями. А  кабинет этот начинили всякими штуками, кресло дорогое массажное поставили. В кабинете этом теперь работают логопед и психолог. Может я слепой и повторяюсь, но инвалидов я там не видел. Да и двор школы, и главный вход с крыльцом  у меня очень хорошо просматривается из окон кабинета, а я на двор из окна смотрю часто. Не вижу  я инвалидов. Может не в то время смотрю? Да вообще, если бы  был хоть один колясочник, то за два года, я бы его хоть раз да увидел. Да и не колясочника бы тоже увидел, школа наша не велика и все у всех на виду.
А это был кабинет ИЗО и черчения, в котором была своя жизнь… Кабинета теперь нет, а пенсионер-учитель Сиденко Любовь Архиповна ходит по чужим кабинетам со своим реквизитом…  Сенсорная комната есть,  а кабинета ИЗО и черчения - нет, да и школа наша испытывает еще более острый дефицит учебных кабинетов.
А в школе № 63 был краеведческий музей, которым руководил очень заслуженный человек, которого я отношу к своим учителям в жизни и профессии  – Земляков Виктор Сергеевич, юнга северного флота времен Великой отечественной войны, учитель, который всю свою жизнь посвятил школе. Был актив музея, проводились краеведческие занятия. Так нет теперь музея, там теперь тоже сенсорная комната с дорогим массажным креслом, а заслуженный учитель сложил свои экспонаты в коробки и … Виктору Сергеевичу в этом году будет 85 лет. Дождется ли он возрождения музея?... Не знаю…
Смотрите, два кабинета для инвалидов, правда без инвалидов, и две жизни вполне реальных людей, которым в их преклонном возрасте этой акцией сделали плохо. По-настоящему плохо.  Без права на компенсацию.

Я не верю словам, слов может быть очень много и очень красивых, я верю поступкам и делам. А тому, что я вижу – я не восхищаюсь. Когда за благими намерениями, считываются  не очень хорошие вещи (например, возможность чего-нибудь украсть при каком-нибудь строительстве, давайте уж называть вещи своими именами), возникает вопрос об искренности самих этих благих намерений. «Доступная среда» – это, безусловно, важно, но только какими средствами. Цели не должны оправдывать средства их достижения.
Вмарте 2015 года, я вдруг заявился на городскую олимпиаду победителей Приоритетного национального проекта "Образование" в 2007-2014 гг. Мне прислали вопросы, я даже начал на них отвечать, а потом навал дел, более актуальных и я забросил это занятие, ну в смысле перестал писать ответы на вопросы олимпиады. В конце апреля мне звонят из городского центра развития образования и просят, чтобы  прислал работу. Пытаюсь объяснить, что мне недосуг. Но всё равно просят. Хорошо, пришлю.

Всё что написано ниже, это некоторые ответы на вопросы этой олимпиады, которые я здесь выкладываю ровно для того, чтобы эти свои мысли не потерять. Ответы на вопросы, которые не требовали моего суждения я здесь не привожу
               

Вопрос:
О каких возможностях дополнительной поддержки талантливых детей говорил Президент РФ в своем Послании?

«……………….Президент России Владимир Путин предложил предоставлять талантливым детям ежегодно по пять тысяч президентских грантов в 20 тысяч рублей ежемесячно.
Путин отметил, что талантливые дети — это достояние России, и необходимо предусмотреть дополнительные возможности поддержки для тех, кто уже в школе проявил склонность к техническому и гуманитарному творчеству, изобретательству, добился успеха в национальных и международных интеллектуальных и профессиональных состязаниях, имеет патенты и публикации в научных журналах.
"Предлагаю для таких ребят, поступивших в вуз, каждый год предоставлять по пять тысяч президентских грантов. Размер гранта составит 20 тысяч рублей ежемесячно", — сказал Путин, выступая с ежегодным посланием к Федеральному собранию.
Для получения гранта студент, во-первых, должен взять на себя обязательство работать в РФ определенное время (по аналогии с программами целевой подготовки), во-вторых, ежегодно на протяжении всей учебы подтверждать право на получение гранта результатами своей успеваемости и личными достижениями……………………»

ДВ (это я). Пока это не более чем предложения,  в общем, не более чем  слова, судить будем только тогда, когда будут реальные дела. И мы будем их свидетелями в реальной жизни, а не через подконтрольные власти СМИ.  Предлагать же можно много чего.
Вмарте 2015 года, я вдруг заявился на городскую олимпиаду победителей Приоритетного национального проекта "Образование" в 2007-2014 гг. Мне прислали вопросы, я даже начал на них отвечать, а потом навал дел, более актуальных и я забросил это занятие, ну в смысле перестал писать ответы на вопросы олимпиады. В конце апреля мне звонят из городского центра развития образования и просят, чтобы  прислал работу. Пытаюсь объяснить, что мне недосуг. Но всё равно просят. Хорошо, пришлю.

Всё что написано ниже, это некоторые ответы на вопросы этой олимпиады, которые я здесь выкладываю ровно для того, чтобы эти свои мысли не потерять. Ответы на вопросы, которые не требовали моего суждения я здесь не привожу
               

Вопрос:
Что является целью гармоничного развития личности?

Ответ  (ДВ) (ДВ -  это я) : Формирование гармонично развитой личности!

(Всё что написано далее – это «мазки большой кистью» – фрагменты моих мыслей на заданную тему, возможно, не очень структурированные.)

«………..Гармоничное развитие личности  – ведущая цель системы отечественного образования и воспитания, направляющая ее на создание условий для всестороннего целостного непротиворечивого развития личности учащегося. Гармоничное развитие личности – это согласованное, взаимно обусловленное развитие духовных, душевных и физических сил и способностей, это воспитание человека, способного жить в ладу самим с собой, с природой, с обществом. Гармонизация личности включает в себя вопрос о единстве ее образа жизни и психологического стиля жизнедеятельности. Данная цель является гуманистической традицией российского образования и выражает его национально ориентированную особенность. (Безрукова В.С. Основы духовной культуры. Энциклопедический словарь педагога, 2000 г…………..» http://spiritual_culture.academic.ru/475/Гармоничное_развитие_личности )

«………………В советской культуре достойной целью считалось всестороннее и гармоничное развитие личности. В этой модели имелось в виду развитие всех способностей личности, развитие тела и духа, нравственности и практичности, знаний и умений, технического и гуманитарного мышления, способности как к физическому труду, так и к интеллектуальному поиску. Под гармоничностью имелась в виду не субъективное переживание собственной гармоничности и тем более не просто ощущение внутреннего благополучия, а объективная сбалансированность всех развитых способностей……………….». (http://www.psychologos.ru/articles/view/celi_rosta_i_razvitiya_lichnosti )

ДВ:
Гармонично развитая личность… Хм…Хм…  Идея, безусловно, красивая. Очень даже красивая. И мне она очень нравится. Правда нравится и всегда нравилась. Восприятие же этой идеи в современном нам социуме не особенно отличается от толкования советского  периода. И весь свой педагогический путь мыслю именно в этом ключе, и работать с детьми стараюсь так[1], чтобы именно такое и происходило, как со своими школьными учениками, так и с участниками нашего детского туристского клуба «Арго».
Не идеализируя советского периода, всё же отмечу, что баланс идеи гармонично-развитой личности, восприятие её в образовательном пространстве и социуме был менее противоречивым, чем в настоящее время.

Еще добавил бы от себя два  компонента гармоничного развития.
Первый – воспитание половой идентификации согласно данного природой пола. На сегодняшний день (собственно как и всегда) это весьма актуально. Мальчики должны вырастать мужчинами, а  девочки женщинами, а не странными существами непонятного пола.
Второй – взросление должно протекать адекватно биологическому возрасту (если нет физиологических отклонений). Своё понимание взросления как психологического феномена и аксиом педагогического сопровождения взросления мной представлено в статье «Педагогический аспект проблемы взросления». Журнал «Народное образование». Москва. 2011, № 6, С.262-267.

…В последние три десятилетия советского периода 60-70-80-е годы, на реализацию идеи гармонично развитой личности работали в комплексе: идея социалистического государства – «от каждого по способности – каждому по труду», реалии социалистического государства – бесплатное образование и медицина, когда определяющими для большинства детей страны для достижения своих личных целей, для своего совершенствования и роста были непосредственно способности каждого человека (ребенка),  его личная мотивированность на достижение этих целей (финансовые возможности родителей для большинства не являлись определяющими), школьное образование, уникальная  система внешкольной работы и детского спорта (добросовестно уничтоженные в 90-е годы), система пионерских лагерей как ведомственных, так и государственных  … Безусловно, стартовые возможности у детей были разные, но ребенок, воспитываемый матерью-одиночкой, работающей в детском саду воспитателем в то время  имел возможностей много больше, чем в аналогичной ситуации сегодня.

А сейчас… Более-менее гармоничное развитие есть у детей, которые:
·        растут в полных семьях, полных не по количеству родителей (есть мать и отец, но отец (или мать) живёт на работе), а по тому, что оба родителя в такой семье в полной мере участвуют в воспитании ребенка;
·        Много времени проводят с родителями на одном пространстве (не в одном помещении, где каждый за своим компьютером, а в одном деле, находясь в прямой коммуникации, и обучаясь друг у друга) имеют возможность много гулять вместе…;
·        Занимаются спортом, укрепляя тело и волю;
·        Много читают, формируя своё мировоззрение;
·        Хорошо и мотивированно учатся;
·        Участвуют в детских объединениях (общественных, творческих);
·        Учатся ставить цели и их достигать;
·        ИКТ используют очень умеренно, только по необходимости, не тратят время на соцсети, компьютерные игры и прочую ерунду, просто умеют не тратить время попусту(!);
·       

Конечно, такие дети есть, но в общей массе их единицы.
… если же дети «живут» в соцсетях (в том числе и «Дневник.ру», которая  тоже соцсеть, при этом упорно продвигаемая министерством образования РФ[2]); мало двигаются, потому что дома за компьютером какое может быть движение; мало читают, потому что время тратится на переписку во всё тех же соцсетях, да просмотр глупых видеороликов и чужих фотографий; потому что их родители часто являются рабами своих рабочих мест, приходя домой только спать; когда детская наркомания, сексуальная распущенность, агрессивное продвижение однополых отношений[3] - это реалии происходящего вокруг нас…

Гармоничное развитие детей… о чем вы! На сегодняшний день это не более чем утопия и достояние лишь единиц.

«………….В 2007 году тогдашний министр образования А. Фурсенко «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других». Что это? Оговорка? Или проговорка, нечаянно выданный секрет и истинная цель «реформ» российского образования? …………………..»

!!!!!!!! Официально декларируемое должно быть адекватно тем педагогическим методам и средствам, используемым для достижения заявленной цели, а также влияниям социума,  от которых также очень сильно зависит результат воспитания. !!!!!!!!!

Дети же, выросшие на «проэктах» в виде презентаций PoverPoint, где они научились искать в сети результаты чужого труда и выдавать их за свой труд[4] … ну да, не более чем квалифицированные потребители... 

…Если соотнести понятия «гармонично-развитая личность» с «человеком-творцом» или «квалифицированным потребителем», то в моей голове «гармонично-развитая личность» всё же больше тяготеет к «человеку-творцу», а не к «квалифицированному потребителю»…  

Пока публично власть за эту проговорку министра образования не извинилась и не дала ей свою оценку, хотя лет уже прошло не мало, на дворе 2015-ый год. И такое, как я полагаю,  едва ли произойдёт. А значит, политика государства в отношении образования остаётся такой же, какой была и при Фурсенко, да и тогда не он эту политику определял. (Тогда думаем, кто заинтересован в такой политике?) Тогда к чему разговоры о гармонично-развитой личности? Чтобы было о чем поговорить и потешить себя красивыми иллюзиями?









[2] «Дневник.ру» – инновация с обратным педагогическим эффектом» http://статьчеловеком.рф/wp-content/uploads/2014/05/dnevnikru_NO-2014-08.pdf
[4] «О разумном использовании информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе» http://статьчеловеком.рф/wp-content/uploads/2014/01/o_razumnom_ispolzovanii_ikt.pdf
Для меня первичен человек (ребенок), а не учебный материал. Это принципиально важно. При этом с учебным материалом я работаю весьма добросовестно и стараюсь делать так, чтобы ребенок в первую очередь понимал смысл всего того, что мы изучаем. Т.е. работа со смыслами в рамках моего предмета «информатика» для меня является очень важной. А работа со смыслами не терпит суеты и мелькания. Что же нужно?
Для продуктивной работы на уроке необходимо соблюдать несколько простых правил (простых в формулировках, но не всегда простых в исполнении), которые для меня являются вневременными и очень естественными для нашей русской культуры и  ментальности нашего народа, и которые всеми силами надо сохранить. Попробую сформулировать личностным текстом эти простые правила.
Любой урок  я начинаю с  улыбки и приветствия, которое произносится в полной(!) тишине, со слов простых, и вместе с тем для меня магических: «Здравствуйте, садитесь!» Мне даже как-то дети сказали: «Дмитрий Вячеславович, вы всегда с одной интонацией произносите эти слова». Для меня принципиальна тишина во время урока, в которой я себя комфортно чувствую, и точно знаю, что для хорошего восприятия учебного материала тишина необходима. Ничего отвлекающего. Уже достаточно давно использую правило: никаких телефонов и планшетов на парте, – всё в портфель. Во время устных ответов: говорит только один, все остальные молчат, слушают, если хотят добавить – поднимают руку. Самом говорю ровным голосом, без увеличения его силы. Если чувствуешь, что начинаешь говорить громче, потому что в классе возник шум, то необходимо остановится, выждать паузу, может быть чуть более пристальнее посмотреть на источник шума, и только при установлении тишины, продолжать дальше. Иногда, если это необходимо, прибегаю  к простой ироничной фразе (или аналогичной ей): «Я вам не мешаю?», – безусловно, включая в это некоторые свои небольшие артистические способности, которые за много лет моей работы  в школе у меня развились. Стараюсь быть максимально спокойным и не «заводиться с пол-оборота». Ну как минимум, если я «выйду из себя», мне непросто потом будет «вернуться обратно». Не в смысле, что я буду весь день топать ногами и кричать, нет, конечно. Просто если я вдруг «пошумлю», даже если совсем немножко (а как вы понимаете, в школе такое бывает, у нас далеко не идеальные условия, а работа учителя является весьма эмоционально нагруженной), я потом сам это достаточно долго переживаю и некомфортно себя чувствую. И точно знаю, что такое моё состояние не то что неполезно, а просто вредно для моего здоровья.  И дети влияют на учителя, и учитель влияет на детей. Разница в том, что учитель старше, а значит мудрее и именно от него зависит, в какой психоэмоциональной атмосфере будет проходить урок. При этом максимальная доброжелательность и открытость, чтобы к тебе ученики хотели приходить. Урок – это не только новый материал, опросы, практические, совместная детская деятельность – это, прежде всего, урок Культуры, о которой сегодня, к сожалению, очень мало говорят, и которой так сегодня не хватает. А еще, будет ли учитель во время урока выгорать или он будет просто и естественно жить и получать от этой жизни удовольствие – зависит только от него.
Согласитесь, в этом нет совершенно ничего инновационного и это всё достаточно аксиоматично, но, мои наблюдения современного образовательного пространства говорят мне о том, что то, что является аксиоматичным, и, на мой взгляд, обязательным, несколько утратило свою важность. Но когда рушатся аксиомы, можно уйти туда, откуда вернуться будет очень трудно, а может быть и невозможно. Стоит помнить об этом.
А как же новые образовательные технологии?
Использовать их возможно только очень осмысленно и аккуратно, необходимо очень четко осознавать последствия их использования для ребенка в знаниевом, в психоэмоциональном, в физическом, в ментальном контекстах.
Вообще я очень привередлив к новым образовательным технологиям. Почему? Во-первых, очень (очень!) критичен к любым модным новшествам. Особенно тогда, когда их неиспользование становится сродни чему-то неприличному. Не используешь инновации – не идёшь в ногу со временем. Но…  Но моду диктуют люди, которые имеют свой мотив её продвижения и некоторые рычаги влияния на людей. Меня весьма сильно беспокоят новшества, которые за красивой формой (привлекательной инновационной оберткой) выхолащивают суть того, на что они направлены (обертка книги становится ценнее содержания самой книги), но которые при этом весьма настойчиво продвигаются. А где гарантия того, что результат будет адекватен усилиям, и ошибки в связи с введением этого новшества не будет? Люди могут ошибаться, но цена ошибки может быть очень высокой. В образовании результаты сильно отсрочены, и рефлексия ошибок может оказаться слишком запоздалой, когда что-то исправить будет уже сложно, а может быть и невозможно. Во-вторых, я могу использовать только то, что не будет находиться в конфликте со мной самим, т.е. моим темпераментом, моим опытом практической работы в роли учителя, моими знаниями в области детской психологии, моей  рефлексивностью, моими нравственными установками. 
Дети – такой народ, с которым можно «играть» только по простым, однозначным, а главное очень понятным для них правилам. Переводя на педагогический язык – вся коммуникация «учитель – ученик», может быть только предельно честной, без каких-то двойных смыслов и тройных стандартов. Как только дети находят слабые места в правилах этой коммуникации (те самые двойные смыслы, тройные стандарты, или просто какие-то удобные лазейки), они тут же начинают это использовать в своих целях, делая по сути дела учителей своими заложниками.
Остановлюсь на одном, но, по моему мнению, очень наглядном примере.
Урок. Учитель проводит письменный опрос, самая обычная проверка готовности к уроку. А один ученик (а может быть и не один) вдруг заявляет: «А меня не было на прошлом уроке!» («был на соревнованиях за школу»; «мы с МарьИванной участвовали в городском конкурсе самодеятельности» и пр. пр., при этом прошлый урок был неделю назад и узнать домашнее задание, найти материал пропущенного урока у одноклассников, а также подойти с непонятным вопросом по пропущенной теме к учителю после уроков возможности было достаточно).
И учитель, которому (или которой) не нужны двойки (причин может быть множество: не хочется портить отношения с родителями ученика, администрация борется за высокое «качество», а может быть и аттестация учителя, или конкурс лучших учителей по ПНПО, когда надо показывать «положительную динамику» и пр.) идет «навстречу» ученику: «Хорошо, завтра подготовишься, и после уроков подойдешь». А по сути, учитель делает своему ученику не благо, а самую обыкновенную медвежью услугу.
  И подходит в назначенное время такой ученик к учителю (а вместе с ним за компанию еще парочка таких «отличников»), прекрасно зная, что после уроков на консультации много проще получить нужную оценку (потому что учитель будет заниматься своими делами и будет менее внимателен; потому что можно упросить учителя дать еще немножко времени на работу; потому что учитель может просто выйти из кабинета, да и просто зная, что учитель будет тянуть его на «нужную» отметку и пр.). И получает этот ученик опыт того, что можно получать «правильные» отметки у этого учителя достаточно легко после уроков. То есть по сути дела учитель дает ученику зеленый свет тому, что можно хитрить, что можно им манипулировать, и разрешает ребенку посадить себя на этот «крючок».
И тратит этот учитель своё время, как правило, ему неоплачиваемое, на такого «хитреца», называя это индивидуальным подходом к ученику.
А если бы учитель, не боясь того, что он зависим от отметок своих учеников, встал бы на путь более простой, но самое главное честный, и в тот момент, когда ученик на уроке попытался начать свою манипуляцию, спокойным голосом бы сказал: «Мы на урок приходим готовыми и все оценки мы получаем только на уроке. Получишь сегодня «два», значит, следующими своими оценками будешь делать всё, чтобы свою «двойку» закрыть. Только и всего. И ни о каких пересдачах речи быть не может». И поверьте, очень быстро дети принимают эти правила, которые им устанавливает учитель, весьма быстро соглашаются с тем, что они разумны (или кто-то может этому возразить?), а соответственно манипуляциям здесь нет места, и никогда не будет.
Я делаю так. Зачем своими руками плодить, а по сути дела развращать тех, к кому потом нужно будет проявлять индивидуальный подход?
Что же касается тех, у кого действительно есть затруднения и нужна моя помощь? Либо я такую ситуацию вижу сам, либо ребенок подходит ко мне со своей проблемой (выше я уже говорил о важности отношений «учитель-ученик» и стараюсь делать так, чтобы дети не боялись озвучивать свои затруднения, подходили ко мне сами, и стараюсь это культивировать), либо классный руководитель подходит за советом, а соответственно с просьбой о помощи (в этом случае прошу классного руководителя, чтобы всё-таки ребенок сам подошел ко мне со своей просьбой о помощи, а с классным руководителем мы договариваемся о правилах «игры»). Безусловно, я всегда и время найду, и помогу, и объясню, а при необходимости вместе составим план нашей совместной работы на конкретный временной период. Что-то еще здесь особенное говорить, полагаю, смысла нет.
О разумном использовании информационно-коммуникационных
технологий в образовательном процессе


Д.В. Верин-Галицкий,
Хабаровск, учитель средней школы

Детство и подростковый возраст весьма быстро проходят. Но именно в этот период происходит активное развитие всех сфер человека, он физиологически растёт, он социально взрослеет, он интеллектуально развивается.  И от того, какой багаж он приобретет в это время, зависит вся его дальнейшая жизнь.
Вспомним, что образование  включает в себя две неотъемлемые компоненты: воспитание и обучение. Обучение происходит в процессе совместной учебной работы учителя и ученика с учебным материалом, самостоятельной работы ученика с учебным материалом и иногда групповой работы учеников с учебным материалом, и эта работа с учебным материалом – это  средство для развития у ученика памяти, мышления, логики, культуры, эрудиции, операционных и коммуникативных навыков. Т.е. по большому счету цель всей учебной работы в школе – это развитие этих самых памяти, мышления, логики, культуры, эрудиции, операционных и коммуникативных навыков, а работа с учебным материалом всего лишь средство. Воспитание же в рамках школьного здания – это в первую очередь передача личностного ценностного опыта учителей, исторических и литературных персонажей, рефлексия прошлого и настоящего, формирование ценностей в процессе проживания учениками различных ситуаций. Это главное. Всё же остальное, это  лишь скромное оформление главного. Правда, часто случается так, что оформление по значимости  становится важнее содержания, а средства становятся важнее целей.
И всё, что делает школьный учитель должно быть направлено на достижение целей обучения и воспитания, т.е. решая педагогические задачи, он должен вести ученика к обозначенным выше целям. Если учитель использует педагогические методы, приёмы, инструменты которые не ведут к достижению целей обучения и воспитания, то его деятельность можно обозначить как псевдодеятельность (что-то делается, видимость работы есть, а по существу топтание на месте, и поскольку результат отсрочен, в настоящий момент практически неуловим, то собственно и ответственности за данную педагогическую деятельность никакой). А если использование какого-то метода, приёма или инструмента работает на откат развития ребенка назад, то это уже  диверсия против своего же народа.
Примеры? Да запросто! Например, учителю необходимо, чтобы ученик поработал с каким-то учебным материалом, а чтобы он точно с ним поработал, необходимо, чтобы он представил продукт своей работы. А этим продуктом в современной школе часто становится презентация, созданная в программе MS PowerPoint (или аналогичных). Согласитесь, налицо использование в учебной деятельности информационно-коммуникационных технологий? Безусловно! Но… но есть один нюанс. Ребенок в интернете через поисковый сервис быстренько находит нужную информацию, какой-то текст, какие-то картинки, распределяет его по страницам презентации, ставит эффекты анимации на появление объектов и смену слайдов и выполняет ещё ряд действий оформительского характера. Поверьте, всё это делается достаточно быстро и дети очень легко это осваивают. За 15-20 минут запросто сваять такую презентацию из 4-7 слайдов.  Если в классе учится 25 учеников, и вдруг все принесли свои домашние задания, то проверить эти работы с защитой, да еще не в режиме чтения слайдов (что большей частью имеет место), а устным рассказом о представленном материале, за урок невозможно, уж не говоря о том,  что есть ещё материал нового урока, с которым стоило бы поработать. Работы просто сдаются учителю. Он их даже проверит (как минимум откроет и пролистает), и даже поставит «четверки–пятерки». Только что он проверял? Навык ученика искать информацию в сети, делить текст на небольшие блоки и раскладывать их по презентации, да еще как он умеет настраивать анимацию? Но урок то был по истории, и ученик должен был усвоить материал по истории. Усвоил ли он его? Едва ли. Но оценку он получил по истории. Вместо того, чтобы развивать память и эрудицию он ничего не развивал, потому что задавать простые условия поиска в сети и раскладывать текст по презентации он уже умел до этого.  На мой взгляд, это профанация учебной деятельности. Зато использование ИКТ, зато в ногу со временем!
Другой пример. В школе проходит предметная  неделя, например, физики. Еще до начала этой недели учитель задал задание группам учащихся создать проект «Физика вокруг нас», форма работы – настенная газета.  Зная как должны делаться настенные газеты, чтобы они были красивыми, и их хотелось читать, в которых чувствуется душа их создателей, и виден их труд, я редко такие встречаю, и, как правило, вижу другие «произведения»: на белом листе формата А1 приклеены прямоугольные белые листы на которых что-то напечатано с помощью принтера, над которыми возвышается кривой, маркером нарисованный, заголовок газеты… Когда вижу такие газеты, мне очень грустно… Сколько усилий было затрачено для создания такого горе-проекта?...  Зато использование ИКТ опять налицо. За что учителем была поставлена отметка восьмикласснику, когда технически эту работу мог сделать четвероклассник? А содержание… Так оно из Интернета, едва ли читанное и уж тем более не осмысленное, и вовсе не рожденное в процессе мыследеятельности…
Итак, информационно-коммуникационные технологии бодрым маршем шагают по образованию в нашей стране. Одни вожди ратуют за то, что надо быть продвинутыми в постиндустриальном обществе, другие дельцы очень умело это используют, поскольку образование – это огромный рынок сбыта техники, а финансирование образования преимущественно бюджетное и есть поддержка идеи тотальной информатизации свыше. Т.е. если ты не дурак, то на образовании можно очень неплохо зарабатывать… И пишутся программы развития, обоснования использования ИКТ везде где только можно, ведь красноречиво и весьма достоверно обосновать то можно всё что угодно (или почти всё), и будет это сделано очень убедительно, особенно тогда, когда на кону очень большие деньги прибыли, а правила игры откатной экономики. И создаются условия бытия учителей, в которых неиспользование ИКТ считается чуть ли неприличным. Ну, надо же тем, кто всё это продаёт или действует с ними в сговоре, чтобы была от них зависимость, чтобы больше и больше компьютеров вбрасывалось в образование! Логика то примитивно простая: больше техники поставим, больший доход получим. А чтобы больше её поставить, надо всех убедить, что это жизненно важно.
И вот в этих условиях учителю очень важно понимать то, что… вся наша педагогическая деятельность, все задания, которые мы задаём детям, должны быть адекватными целям обучения и воспитания. А задание только ради того, чтобы ребеночек поработал с компьютером, лично у меня вызывает недоумение.
Роль ИКТ-компетентности в современном отечественном образовании, на мой взгляд, чрезмерно раздута. В одной из публикаций в сети   встретил следующее:
«Когда сторонники оснащения классов компьютерами заявляют, что компьютерная грамотность необходима, чтобы противостоять вызовам современности, родители, считающие, что компьютеры не нужны, удивляются: зачем спешить, если все это так легко освоить? Это супер легко. Это примерно так же, как научиться чистить зубы, — говорит мистер Игл, сотрудник кремниевой долины. — В Google и подобных местах мы делаем технологии настолько тупо простыми, насколько это возможно. Не вижу причины, по которой ребенок не сможет освоить их, когда станет старше»[1].
Я не работник компании Google, а российский школьный учитель, но я тоже не вижу этой причины. Важно понимать, что обладая развитым интеллектом и универсальными способами мыслительной деятельности, можно эффективно работать и с большими информационными потоками, и с освоением новых для себя видов деятельности. Как сугубо интеллектуальной, так и практической, но требующей для себя интеллектуальной базы. А для этого необходимо интеллект развивать, пока его возможно развивать, пока возраст позволяет это делать. Задачи решать по математике, физике, химии, программированию, которые как вещь в себе возможно и не пригодятся во взрослой жизни, но сам процесс работы с учебным материалом, освоение навыков интеллектуального труда, приложение усилий для получения результата бесследными не останутся. И в этом главная функция школы, с которой она должна справляться. Информационным технологиям учить, безусловно, надо, но их использование в образовательном процессе должно быть разумным.
Снова вернусь к примеру с настенными газетами. Например, для предметной недели информатики. Задаю тему газет «Информационные технологии вокруг нас». Задаю требования к их созданию.
1.      Делимся на группы от одного до четырех человек. Те, кто будут делать газеты в одиночку формат бумаги А2, те, кто будут работать группой по 2,3,4 человека, формат бумаги А1.
2.      Заголовок газеты должен привлекать к себе внимание.
3.      Должно быть представлено 5–6 направлений использования ИКТ в жизни человека.
4.      Запрет на использование принтера. Всё рисуем и пишем своими руками.
5.      Инструменты и материалы: бумага, карандаш простой, карандаши цветные, тонкие и толстые фломастеры   (маркеры), краски, гелевые ручки контрастных  фону цветов.
6.      Шрифт печатный или близкий к печатному, т.е. текст должен быть читаем.
7.      Каждый текстовый блок должен сопровождаться иллюстрацией.
8.      Газета должна иметь фон (материалы цветные карандаши или акварель), возможно под каждый текстовый блок свой фон с плавными переходами фонов друг в друга.
9.      Каждая газета должна быть представлена на суд зрителей и защищена.
Газета про информационные технологии,  но без использования информационных технологий? Нонсенс? Отнюдь. (Опять вспоминаем про цели обучения и воспитания, которые мы обозначили в начале статьи, и соотносим с тем, что мы делаем.) Ну а технологии ребята будут использовать при подготовке материалов для газеты. Они уже по-другому не могут. Но сам продукт  будет сделан своими руками, и времени потребует значительно больше, чем на создание презентации с текстом, который даже не читается и уж тем более не осмысливается, при создании этой презентации. У тех, кто будет работать группой, межличностной коммуникации в отношении этой работы будет достаточно. Те же, кто будет выполнять работу в одиночку (на что они тоже имеют право) сами готовят материал, сами делают газету, сами её и представляют (навязывать детям, которым комфортнее работать в одиночку «помощников», которые, по сути, станут нахлебниками, не нужно). А работать с кистями, красками, цветными карандашами… Это много сложнее, чем инструмент «заливка» в графическом редакторе Paint. А написать печатными  убористыми буквами текст? Уверяю вас, здесь очень и очень надо постараться, чтобы что-то путное получилось.

И ещё, в качестве эпилога.
Образованного юношу всегда можно научить работать с информацией, его интеллект это позволит сделать совершенно легко, и он будет адекватно отличать средства от целей. А вот того, кого с детства приучали брать чужое и выдавать за своё, придавая некий внешний лоск в компьютерных презентациях и сдутых с Интернета рефератах, образованным уже не сделать никогда.
PS В 2013-2014 учебном году всем своим ученикам с 7-го по 11-ый класс я предложил написать текст «Моё отношение к информационно-коммуникационным технологиям». Текстов я получил много, тексты были разные. Но, несмотря на то, что их писали дети, которые растут в эпоху информационно-коммуникационных технологий, смартфонов и социальных сетей, многие из них очень четко видят и озвучивают проблемы, которыми мы платим за удобство и упрощение нашей жизни.
Наиболее яркие тексты представлены на web-странице «Об информационно-коммуникационных технологиях» http://статьчеловеком.рф/?page_id=657   .

Web-сайт автора статьи http://статьчеловеком.рф/ .

Январь 2015
Нельзя сказать, что мы можем похвалиться великими успехами. В процессе эволюции школьного предмета «информатика» сложилось, что олимпиада по информатике, это олимпиада по программированию, которое является, безусловно, важным разделом в информатике, но не единственным. Т.е. олимпиада заявлена как олимпиада по школьному предмету «информатика», но содержание этой олимпиады только по одному из разделов этого школьного предмета.  Были отдельные года, когда олимпиада включала и задания из других тем, но последние года снова всё вернулось на круги своя: только задания по программированию. И в этом ключе совершенно неясно тогда, для чего изучается всё остальное содержание школьного курса информатики? Для того, чтобы было и, возможно, в будущем пригодилось? Но подростки – народ очень конкретный, и задают вполне конкретный вопрос: «Почему олимпиада по информатике никак не связана с материалом, который изучается?» И действительно, в 7,8-м классе, например, по программе И.Г. Семакина программирование не изучается. Оно появляется только в 9-классе.
Я очень уважительно отношусь к программированию, поскольку, на мой взгляд, программирование является одним из самых мощных развивающих логическое мышление, аналитические способности, способность к формализации инструментом, и я добросовестно работаю с этим разделом информатики. Но для того, чтобы готовить детей к олимпиадам де факто не по информатике, а по программированию в  стенах общеобразовательной школы (т.е. сам учитель занимается этой подготовкой детей) и вся эта работа давала результат, должно срабатывать одновременно несколько факторов:
Первый. Для средней школы (7-9): достаточность знаний школьного курса для того, чтобы решать сложные задачи олимпиады. Иными словами, ребенок должен прийти на олимпиаду, поупираться, попотеть, но материал школьного курса, не только содержанием, но и полученными умениями должен быть ДОСТАТОЧНЫМ для решения. Дети хотят преодолевать трудности, но когда препятствие взять в принципе нереально, то они и брать то его не будут: прыгай не прыгай, а четырнадцатиэтажку всё равно не перепрыгнешь.
Второй. Способности самих детей к сложной аналитической деятельности (в олимпиадах по программированию). В обычных средних микрорайонных школах такие дети  встречаются редко, даже если в школе организовано профильное обучение с увеличенным количеством учебных часов по предмету «информатика».
Третий. Мотивированность старшеклассников на своё дальнейшее обучение в ВУЗзе по профилю связанном с прикладной математикой и информатикой. Если нет этого мотива,  то зачем идти на олимпиаду и тем более самостоятельно в свободное время решать сложные олимпиадные задачи для подготовки к олимпиаде? Потому что учитель, к которому ученик неплохо относится,  попросил и которому нужно, чтобы были участники в олимпиаде (ведь того требует аттестация учителя).
Четвертый. Не квалификация учителя как учителя, а его способности в преподавании программирования высокого уровня. Высшая квалификация учителя информатики не является признаком его способности к обучению олимпиадному программированию. У учителя должны быть  определенные СПОСОБНОСТИ(!!!) в сфере программирования. Задача же школьного учителя научить азам программирования. Можно быть хорошим учителем для массового ученика, но неважным для ребенка ориентированного на профессиональное программирование. Я неплохой учитель, но я реально понимаю, что работа с олимпиадным программированием – это не моя стезя.  Выше головы не прыгнешь, ну хотя бы просто потому, что я гуманитарий по своей природе, хотя бы и с физико-математическим образованием. Объективная реальность: те, кто могут учить обычных детей, причем очень хорошо учить, как правило, неважно учат одаренных, и наоборот, кто может хорошо работать с одарёнными, едва ли смогут учить обычных, которых большинство. Это совершенно разные специализации. Я массовый учитель информатики, у меня нет тех способностей, о которых я сказал выше, и не вижу в этом ничего плохого.
Мне, как учителю информатики, ситуация с Всероссийской олимпиадой по информатике на школьном этапе крайне не симпатична. 
Цитата (Наталья Довбыш, 27.11.2011, 18:19)
Думаю, что да.
Портфолио которые мы стараемся создавать в своей школе представляет собой общие сведения об учениках; собрание различных творческих и проектных работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в конференциях, конкурсах, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений, участие в олимпиадах любого уровня, в проектах и т.д.
Учителя стремятся в портфолио - показать развитие лидерских качеств ученика. Отслеживать успехи и достижения ребенка это здорово, но чаще это нужно учителю, а не родителям.
А это труд учителя, у которого и так очень огромное количество обязанностей.



М-да... Одни других убедили в том, что портфолио жизненно важно. Другие в это поверили (как, же сверху то лучше знают, как должно быть) и не рефлексируя повелись на это... Только ученика забыли спросить, нужны ли ему все эти телодвижения взрослых...
Жизнь приобретает смысл не самой жизни, а в накопления всяких бумажек, которое занимает огромное количество времени от самой жизни.
Друзья, жизнь тогда жизнь, когда что-то произошло, пусть даже очень хорошее, пусть даже с каким-то очень хорошим результатом, мы на мгновение на него оглянулись, порадовались самим себе (или своему ребенку), может быть отрефлексировали и .... пошли дальше. А весь этот хлам в виде бумажек портфолио, пусть даже и в виде грамот за первые места, ну ладно, грамоты и медали можно оставить, а вот характеристики, контрольные работы, психологические тесты, еще какие-то взрослые тексты о ребенке по кем-то придуманным критериям, тащить за собой не надо. Человек ценен тем, что он сам из себя представляет, что он может, что умеет, а бумажки... они всего лишь бумажки, за которыми может ничего и не стоять...
Портфолио ученика - это одна из глупостей современного образования.


Цитата (Дмитрий Шишкалов, 07.12.2014, 09:10)
Вы забываете, что Вы в России, а в ней до сих пор действует правило "без бумажки ты букашка".
Моё портфолио помогло мне пройти собеседование при поступлении на физтех.
Я тоже испытывал презрение к бумажкам, но мама их терпеливо собирала, настаивая, чтобы я регулярно их ей приносил.
Когда я на собеседование пришёл с тремя папками всяческих грамот, каждому из членов комиссии нашлась подходящая и вопросы задавали такие, на которые я был счастлив ответить.



Я выше написал, что грамоты и медали можно оставить. Но только реальные грамоты и медали, за реальные заслуги. Вы не особо представляете, что в школах этой самой России пихается в детские портфолио. Уважаемый Дмитрий, Вы принесли на поступление грамоты своих достижений, реальных достижений, и едва ли Вы свои три папки грамот называли страннным словом портфолио. Вот если бы Вы принесли на поступление не только свои свои грамоты, а всё современное портфолио, в котором в том числе были бы ваши грамоты, то эти бы грамоты никто не увидел, потому что комиссию просто бы отпугнул сам вид толстенной папки с кучей разного хлама, который у нас называют "динамикой ученических достижений", а грамоты бы в ней просто потерялись. А по сути вся эта "динамика" очень смахивает на медицинскую карту подростка в поликлинике, в которой от рождения до 13-15 лет собрано множество всяческих записей, анализов и пр. У меня это всё слишком перед глазами. И еще. Вы свою папку с грамотами собирали сами и едва ли вас это кто-то заставял делать. Когда то, что у ребенка должно родиться в голове само по себе (сбор своих грамот, которые действительно для него ценность представляют, потому что в них действительные его реальные достижения и они для него ценны), делают обязаловкой (то есть исключают рождение этой идеи в голове у ребенка), то обязательно найдутся те, кто всё это возведет в адсурд. И пихают туда контрольные работы за первую, вторую, третью, четвертую четверть второго класса, потом третьего, пятого, десятого, ну чем не динамика. По окончанию четверти каждому подписывают грамоту за непонятно за что, например, за хорошее отношение к комнатным растениям (ну чтобы ребеночек в портфолио положил)! И разводят детей на всяческие участия во всяких платных конкурсах с одним мотивом - тебе же это нужно для портфолио (чуете разницу: нужно не для тебя лично, а для твоего портфолио). И получает ученик-участник такого конкурса сертификат о том, что он занял в России какое-нибудь 3456 место. Просто супер результат!!! И кладет этот ученик гордо в своё портфолио бумажку о своём 3456 месте. В нашей стране сейчас целая индустрия таких конкурсов работает: учеников много, всех (ну или многих) обязали вести портфолио, нужны бумажки в эти портфолио, а тут тебе раз, какой-нибудь Всероссийский конкурс (правда проводит контора "Рога и копыта", но это неважно, зато конкурс Всероссийский). А с каждого ученика по 50-70-100 рублей за участие. А страна то большая, деток много, и каждый по копеечке, по копеечке, глядишь, контора "Рога и копыта" и сколотит состояние. И сколачивают!
Бред полный! А дети... а дети просто принимают как норму всю эту справкоманию. И я знаю, что это очень плохо!


Цитата (Дмитрий Шишкалов, 07.12.2014, 16:08)
Я Вас понял.
Т.е., хотели как лучше, а получилось как всегда.
Конечно, то, что Вы описали - просто наглый грабёж населения.



Дмитрий, мало того, современная система аттестации учителей провоцирует самих учителей привлекать детей к участию в этих конкурсах. У нас это проходит так. Из Центра развития образования (бывший городской научно-методический центр) приходит разнарядка о таких конкурсах. Учителям для аттестации (ну для их личных портфолио) нужна бумажка об участии его учеников во "Всероссийском" конкурсе. Учитель собирает с детей деньги, сообщает в ЦРО о том, сколько у него участников. В день Икс идет в ЦРО и меняет деньги на пакет задний для участников. Проводит мероприятие. Составляет протокол. Относит задания в ЦРО. .... а через какое-то время получает заветный сртификат, что он являлся организатором в своём ОУ "Всероссийского" конкурса по....(информатике, математике...) под названием..... И сертификаты на детей за их 3456, 4567, 6331 места в России. Или чтобы эти места были не совсем позорными, то организаторы делают места в субъекте Российской федерации, например, какое-нибудь 152, 231, 345 место в ........крае (области).

Latest Month

December 2015
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Syndicate

RSS Atom
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel